Летнее перемещение. часть1

Альвисс
"Придумать мир легче, чем понять его"
Постепенно настраиваюсь на будничный лад, осталось 2 недели до работы.. Вернувшись из балканского путешествия, немного грустно было приезжать в наш не очень чистый город, с вырубленными деревьями в самом центре никакой тоски почувствовать не успела, а даже наоборот.
Чтобы путешествие Воронеж-Москва-Белград-побережье Черногории не превратилось в сухой, но яркий набор фотографий и рассказов только по картинкам, с самого начала хотели писать отчет, путевые заметки, но не поймав достойной вай-фай волны, только записывали планы и населенные пункты в ежедневник.

Итак, придумав цель год назад, сделав паспорта 6 месяцев назад и забронировав на славном сайте booking.com за 12 недель хостел и апартаменты, мы отправились через парк Горького в Москве (а он в нынешнем состоянии мне очень импонирует) в аэропорт, где я впервые села на самолети впервые оказадась Европе. Испытывая легкое волнение, ни разу не отстегнув ремни, отслеживая движения крыла и шасси, через два часа полета я поняла, что летать на самолете мне нравится. В аэропорту Никола Теслы столицы Сербии Белграда нас встретил развеселый водитель Микки (тут можно себя почувствовать героями передачи про путешествия "Орел или решка"). Микки не просто отвез нас в хостел, но показал ночной Дунай, стены крепости Калемагдан, смотровую площадку и пункт проката велосипедом. При чем все это на английской, поэтому я впервые физически поняла, что такое языковой барьер. Пассивное понимание правильной неродной речи, готовность ответить, но слова терялись на полпути, то ли из-за усталости, то ли из-за перегрузок. На следующий день полегчало.

Две ночи в настоящем стильном хостеле в хорошем смысле этого слова. Сразу же нам подарила карту Белграда, рассказали как добраться куда угодно, а в гостиной познакомились с мексиканцем, итальянцем и, неожиданно, девушкой из Липецка. Два дня вполне достаточно, чтобы осмотреть противоречивый, но уютный и доброжелательный Белград, где соседствуют следы былого социализма, монархии или Османской империи. По следам Кустурицы и Павича, любимых в подростковом возрасте. Дойдя до главной пешеходной улицы, случайно наткнулись на бесплатную пешеходную интернациональную экскурсию под предводительством веселого Желки Петровича. Три часа бродили вместе с новозеландцами, американцами, израильтянами, австрийской девушкой и прочими под веселые рассказы, угощения ракией и домашней икрой. "Кто не пробовал ракии, не пробовал Белграда", - сказал он на Скадарской улице и задал тон.
. Разные эмоции вызвали разбомбленные НАТО и оставленные в таком же виде здания министерства обороны, возвышающиеся над дорогой, бедные, но веселые цыгане, работающие мусорщиками на вело- или мото -мусоровозках..Пообедали в кафе, где официантка с русскими корнями принесла тарелки с национальными блюдами - плескавица, чевапчичии , про огромные порции я слышала, но диаметр тарелок превышал объем моей груди и талии. "Кушайте, у вас впереди весь вечер",- заботливо сказала она. Когда стемнело, улицу заполнили многочисленные цыганско-балканские мотивы живой музыки. Так закончился день.

На весь второй день взяли напрокат велосипеды, чтобы больше всего увидеть. Развитые велодорожки, смешная цена, погода плюс 35.. Перепутав дорогу, пару раз заблудились, и в самом центре со свистом лопнуло колесо.. Предвкушая штраф и всякие проблемы, погрузив велосипеды в трамвай, изнывая от жары, вернулись на исходную точку. "No problem", - сказал серб, с улыбкой выдавая новый. В нужном направлении, минуя велосипедный лифт, мост через Дунай, приятную набережную осмотрели австро-венгерский район Земун. Бюргерские домики, готическая архитектура, огромный городской парк..Обратный путь к хостелу в 12 км без происшествий. Время близилось к вечеру.

А в 9 вечера отправлялся поезд Белград-Сутоморе, который через горные каньоны, живописные места, тоннели, озера вез нас в Монтенегро-Черногорию. Последние оставшиеся билеты оказались самыми дешевыми и сидячими местами, ну подумаешь, сидя ночь-ничего страшного. Но этот переезд получился из разряда "за то, есть,что вспомнить" и уже через три недели кажется невозможным. Внешне поезд был похож на изрисованный граффити металлолом, из окон которого почему-то торчали головы курящих шумных людей. Внутри поезда пятидесятилетней давности были треснутые окна, туалетная комната без замка, с выдернутым напрочь краном и керамическим клозетом. Сидения общего вагона раскладывались, образуя либо совместную лежанку на 6 человек, либо для трех вальтов. Нашими соседями были четыре простых веселых сербских парня с магнитолой на плече и пакетом с пол сотней банок пива. Когда поезд тронулся началось самое интересное или полная анархия. Радуясь скорому морю, все кричали в окна, носились по вагону, знакомились. Узнав, что мы из России, бросились обниматься, знакомиться, вещать по телефону " С нами два руса!", видимо туристы в общем вагоне-диковинка. Но общение с простыми сербами - шофером, мойщиком окон и сварщиком- напоминало в игру "американский студент". Быстро выпитое ими пиво чередовалось с самокрутками со сладковатым запахом, музыкой из телефона, громкими возгласами, занюхиванием белых порошков, смехом. Я чувствовала себя внутри странного кино..Такого раньше не видела. Не хватало драк и перестрелок, но происходящее было мрным действом. Когда стемнело и света в купе не оказалось, веселье продолжалось, все хаотично перемещались, радостно хлопали по плечам "русов", никаких намеков на ночной сон не предвиделось. Стало сонно и тревожно. Длинные тоннели за окном, горы, маленькие станции.. Отдельного проводника в вагоне не было, полагалось всего двое работников на этот шумный поезд. Зато регулярные обходы совершал харизматичный пожилой продавец пива в средневековом фартуке и подносе с одинокой рюмкой. "Надо пива?",- кричал он с завидной регулярностью, светя фонариком в лицо, электричества-то нет, последний раз часы показали 3.30, когда он прервал поверхностный сон. Пассажиры шумели, ходили, свистели в свистки, кто-то радостно вскрикивал- другие подхватывали, показалось, что никого происходящее не удивляет. Сумятица и неразбериха дополнилась безбилетниками, которые тоже хотели к морю, ночью заполняли тамбур и коридор, сидя на сумках, как в метро в час пик. Таможенник с трудом прибирающийся через толпу, быстро выскочил и помахал поезду рукой. Мы въехали в Черногорию. К морю поезд прибыл с 2часовым опозданием, что никого не удивило. Сутоморе.